четверг, 20 июня 2019 г.

Определение эффективности конструктивных решений любого монолитного здания методом МВК. Часть 1.

          Работая над программой Phobos я столкнулся с интересной задачей, ее сложно описать словами, по сути это сплошная математика, а именно "релаксация Ллойда". Для чего она мне в приложении искусственного планировщика квартир я не буду обсуждать. Но я решил сделать отдельное приложение, задача которого определить эффективность конструктивных решений монолитного здания в 100 000 раз быстрее любых существующих решений.


         Но перед тем как начать повествование нам понадобиться немного теории и практических знаний. Ко многим из нас в детстве в город приезжал цирк, обычно на городскую площадь, и одним из значимых атрибутов цирка является шатер, по сути это большая палатка:


           Заметно что основными удерживающими конструкциями служат стойки. Полотно как мембрана провисает от опоры до опоры. И там где большое сгущение опор, заметно отсутствие провисания укрывочного полотна, по сути она лишняя. Но как получить распределение грузовых площадок по хаотично расставленным опорам ? Возможно для ниже описываемого способа существует научное название, но за отсутствием информации я решил назвать этот метод "МВК"- Метод Вычитания Конусов. В чем его суть, представьте себе конус:
А теперь представьте себе два пересекающихся конусов:


 Для работоспособности данного метода необходимо выполнять два условия:
1. высота конусов должна быть равной
2. диаметр конусов должен быть равный
Если обратить свое внимание на место пересечения конусов, то можно заметить, что это в плане (вид сверху) прямая линия и к этому заключению нам помог математик Стюарт П. Ллойд.
Теперь давайте займемся практикой, возьмем для примера план расположения пилонов и расставим конусы в геометрический цент пилонов и с произвольным шагом вдоль стен :






Если посмотреть верх ногами то мы увидим вышеописанный шатер купола цирка. И каждая площадка до места пересечения с другой площадкой и есть грузовая область данной опоры.
Давайте обрисуем данные зоны в более удобном виде и найдем площади данных зон:


Если в ручную пытаться найти данные площадки при хаотично расположенных пилонах, то на это можно потратить дни, а с конусами данная задача упрощается до нескольких часов одну итерацию расположения.
Обычно опытный конструктор располагает пилоны примерно с одинаковой грузовой площадью, для того что бы не было перегруженных или недогруженных пилонов. И так пару итераций пока не будет достигнут желаемый результат. А достигается он построением модели здания, ее конвертации в расчетную схему, расчета , сдвижки пилонов в модели и повторению процесса. И в конечном итоге он получит более менее идеальную картину:



Ну а теперь давайте посмотрим на самое главное насколько, данные по усилиям в колоннах из расчетной схемы совпадают с данными по МВК. На схеме с площадями:
"N"- нагрузка согласно МВК (релаксации Ллойда , он же алгоритм Ллойда, она же диаграмма Вороного)
"Nр"- нагрузка согласно расчета МКЭ
"1000х200" - сечение пилона.
Если кому интересно здание 21 этаж, толщина перекрытий 180 мм, в расчете учитывается только собственный вес.

Если детально анализировать расчет и релаксацию, то можно заметить небольшое расхождение в двух местах в схеме МКЭ и МВК, это связанно с нехваткой времени учитывать все изменения в модели и расчете. Но в большей части мест где нет расхождений , разница между вертикальной силой составляет от 0 до 10%. По мне это потрясающий результат, если необходимо будет дополнительная часть статьи где я объясню почему происходит небольшая разница в значениях, в двух словах - из-за разницы в EJ сопрягающихся элементов.

Во второй части я продемонстрирую мобильное приложение, как оно выполняет расчет здания за 1 секунду десятки вариантов расположения пилонов, продемонстрирую возможности нейросети в расчете показателей эффективности железобетона по отношению к площади здания и продемонстрирую наглядно все выше перечисленное на рандомных существующих домах, планы которых есть в сети. Приложение будет служить основным инструментом для заказчика, инвестора, конструктора.

Задача приложения экономить десятки миллионов рублей за счет эффективного использования железобетона.

P.S. У меня кстати получилось решить задачу нейросетевого программирования в нахождении M, Q, N, и отчасти это решение будет реализовано в приложении.

14 комментариев:

  1. Михаил, от всей души спасибо! Это именно то, что я так долго искал -
    автоматизация создания грузовых площадей без использования МКЭ
    ЗЫ.
    Сбор нагрузок на пояса и балки плиты перекрытия с этой методикой так же отлично работает.

    ОтветитьУдалить
  2. А какого диаметра должны быть конуса? Написано, что равного. Но если диаметр конуса будет 1 метр, то не будет никаких пересечений. Т.е. диаметр должен быть около 6 метров при стандартной сетке. Так же можно воспользоваться квадратами 6х6 метром, и приблизительно посчитать грузовые площади, но наверное конусами будет действительно проще

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. при шаге пилонов 6000, диаметр должен быть больше 6000, можете заложить 20 000. Квадраты(кубы) не дадут визуальной линии пересечения.

      Удалить
  3. Очень изящный способ нахождения грузовых площадей! Гораздо точнее построения линий излома "на глаз". Вот еще бы учесть продавливание по торцам пилонов для оптимальной расстановки пилонов, так как иногда (при более разреженной сетке вертикальных конструкций) определяющим фактором расстояний между пилонами становится не сила N а несущая способность торца пилона на продавливание (особенно с учетом моментов).
    Может быть существует какой то аналогичный способ решения данной проблемы?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Продавливание относится к плите, но в будущем я попробую реализовать. Приложение я создаю на многих языках и нормы на продавливание немного везде разнятся.

      Удалить
  4. Если сформулировать более конкретно мой вопрос : возможно ли применить метод конусов для определения распределения грузовых площадей вертикальных сил вдоль длины стены?. Например на торце стены на участке длиной L действует такая-то N, на следующем участке длиной L- N1 и т.д.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Возможный способ- поставить конусы вдоль стены по концам и по середине с шагом.Картинка принципиально получается похожей на результаты по МКЭ.
      Но есть еще одна проблема-как учесть неравномерность нагрузки по плите . Плотность распределения перегородок на 1/м2 площади плиты разная, чем тяжелее перегородки тем более эта разница. Можно конусы в местах с большей нагрузкой опускать вниз относительно остальных, вопрос насколько?

      Удалить
    2. там у меня на схеме они и сгруппированы вдоль стены с произвольным шагом, в приложении то же группируются, пользователь задает стену на плане несущую, остальное делает алгоритм

      Удалить
    3. Да, увидел . Еще заметил что, если в пилонах разместить конусы не только в центре, но и по краям ,то грузовая площадь увеличится.

      Удалить
  5. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить

Поиск по этому блогу